СВЕТОМУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ


         

Первая попытка создания СМИ связана


9. Исторический обзор техники светомузыкального синтезирования

Первая попытка создания СМИ связана с именем французского монаха Л.-Б. Кастеля (1688 — 1757). Его идея "музыки цвета" была весьма наивной. С нажатием клавиши клавесина перед глазами выскакивали окрашенные цветные ленты. Каждая клавиша была связана с определенным цветом по аналогии спектр-гамма. Он предла­гал также использовать свечи со шторками, просвечивающие драгоценные камни разно­го цвета. Российская Академия Наук в 1742 г. посвятила критике идей Кастеля спе­циальное заседание. В конце XVIII в. подобный инструмент реализовал К. Эккартсгау-зен в Германии: "Я заказал себе цилиндрические стаканчики из стекла, равной величи­ны, в полдюйма в поперечнике. Налил их разноцветными жидкостями по теории цветов, расположил сии стаканчики как струны в клавикордах, разделяя переливы цветов, как делятся тоны. Позади сих стаканчиков сделал я медные клапанцы, коими они закрыва­лись. Сии клапанцы связал я проволокою так, что при ударе по клавишам клапанцы поднимались и цветы открывались. Сзади осветил я сии клавикорды высокими свечами. Красоту являющихся цветов описать нельзя, она превосходит самые драгоценные ка­менья. . ." [Эккартсгаузен К. Ключ к таинствам натуры. — СПб, 1804, с. 277.] Подобный инструмент был повторен в 1844 г. англичанином Д. Джеймсо-ном, а затем Д. И. Хмельницким — в России. Когда появились масляные лампы, их не­медленно предложил использовать для исполнения цветовых мелодий Э. Дарвин: источ­ником света" . . . является лампа Арганда, свет этот проходит через цветные стекла и падает на определенное место стены; перед стеклами помещаются подвижные решетки, соединенные с клавишами клавикорда, и производят одновременно слышимую и ви­димую музыку в унисон друг с другом" [Дарвин Э. Храм природы: Пер. с англ. - М.: АН СССР, 1960, с. 156.].

Первые же электрические источники света сразу привлекли внимание сторонников "музыки цвета".

Содержание  Назад  Вперед