СВЕТОМУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ


         

Пока не было ламп накаливания,


Пока не было ламп накаливания, предлагали использовать разряд­ники из разных металлов, дающие искры разного цвета. Было построено два "цвето­вых органа" с применением электрической дуги - американцем Б. Бишопом и англи­чанином А. Ремингтоном (рис. 26).

Мы не стали бы приводить здесь столь подробное описание всех этих забавных све­товых инструментов, в лучшем случае напоминающих огромные семафоры и убеждаю­щие на практике лишь в бессмысленности аналогии спектр-гамма, если бы и сейчас не появлялись запоздалые проекты СМИ, которые отличаются от "цветового клавеси­на" Кастеля лишь тем, что в них использованы современные лампы -накаливания, цвет­ные кинескопы и лазеры.



Рис. 26. Цветоорган Б. Бишопа

Рис. 27. Дисковый трафарет светового инструмента "Оптофон" В. Д. Ба-ранова-Россине (находится в Центре искусств им. Ж. Помпиду, Париж)

Конструктор "цветового рояля" Ф. И. Юрьев считает, что окрашивая экран в любой из 12 цветов цветоряда, можно создавать, следуя аналогии цветоряд — звукоряд, немую "музыку цвета". Кроме такого "цветового рояля", Ф. И. Юрьев с настойчивостью Кастеля вновь предлагает проекты "цветовой виолончели", "цветового ксилофона" и т. д. [13]. Но новое искусство требовало новых инструментов, не подражающих звуко­вым, а своих, особых, с организацией света в сложные формы разной фактуры. И такие СМИ появились. Еще во времена Кастеля художник И.-Л. Гофман писал: "Если бы крас­кам цветового клавесина сообщить и рисунок, то изобретатель заслужил бы золотой па­мятник". Рассмотрим далее работы тех, кто мог бы претендовать на этот памятник.

Вскоре после Октябрьской революции художник В. Д. Баранов-Россине проводит свои концерты "оптофонной музыки" в Большом театре и театре Мейерхольда. Для этого им был создан диапроекционный СМИ с дисковыми трафаретами (рис. 27).

В 1920 г. Г. И. Гидони (Петроград) берет патентна "световые декорации", получен­ные с помощью теневых трафаретов.

Содержание  Назад  Вперед