мы определили общие принципы создания
4. Специфика взаимоотношений в системе художник — техника при светомузыкальном синтезировании
Итак, мы определили общие принципы создания технического инструментария, который позволял бы реализовать необходимой сложности свободно управляемые светоцветовые картины, меняющиеся вместе с музыкой по яркости, рисунку, фактуре, глубине и цвету. В чем заключается специфика непосредственно самого процесса конструирования и использования этой техники? Каковы взаимоотношения между художником и техникой при реализации светомузыкального синтеза?
Вопрос этот, оказывается, непростой и имеет, по крайней мере, два аспекта. Остановимся вначале на первом из них, связанном с выяснением пределов автоматизации светомузыкального синтеза.
Среди некоторых конструкторов и ученых существует мнение, что светомузыка -это и есть то искусство, в котором не только возможно, но просто необходимо использовать принципы машинного сочинения. Они считают, что "Скрябины" — явление временное и что в конце концов их можно заменить автоматами, конечно, не такими простыми, какие существуют сейчас, а более сложными, совершенными.
Разумеется, при создании оригинальных светомузыкальных произведений эта точка зрения является столь же спорной, как и в отношении других видов искусств. "Возможно, - считает академик А. Н. Колмогоров, - что автомат, способный писать стихи на уровне больших поэтов, нельзя построить проще, чем промоделировав все развитие культурной жизни того общества, в котором поэты реально развиваются". Но может быть при решении более скромной задачи - создании светового сопровождения к уже существующей музыке - оправдывают себя намерения "машинопоклонников" (термин Н. Винера) ?
К примеру, в установке по схеме рис. 9 можно на все блоки БУ подавать управляющие сигналы, которые сформированы анализаторами музыки а, - аk, определяющими и классифицирующими в каждый момент основные характеристики звучащей музыки — тембр, ритм, громкость, высоту, темп, тональность и т.
Содержание Назад Вперед