СВЕТОМУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ


         

в искусстве еще не сформировалось


Светомузыка [Наименование нового направления в искусстве еще не сформировалось оконча­тельно. Используя термин "светомузыка", авторы акцентируют внимание на материале, которым в ней пользуются (не краски, а свет). Столь же распространен термин "цвето­музыка", где в качестве существенного признака выделен цвет, понимаемый как обя­зательное и главное средство художественного воздействия в новом искусстве (такой версии придерживается, например, журнал "Радио"). - Прим. ред.] является неотъемлемым элементом современной культу­ры, рожденным под благотворным воздействием социального прогресса. И хотя не все еще определилось до конца в спорах о природе нового искусства, читатель уже может ознакомиться с историей и существующей теорией по вышедшим в свет недавно моно­графиям, популярным брошюрам, по сотням статей.
И в области художественной практики - пусть ее результаты еще не всегда могут отвечать высоким критериям эстетической оценки - светомузыка уже входит посте­пенно в систему общедоступных реальностей. Светомузыкальный синтез осваивается в рамках смежных искусств - театра, кино, телевидения. Сняты экспериментальные светомузыкальные фильмы - "Цвет и музыка" (Киев), "Космос - Земля - Космос" (Москва), "Прометей", "Вечное движение", "Маленький триптих", "Космическая со­ната" (Казань). С переходом телевидения к цвету начались интенсивные эксперименты по освоению светомузыкальных эффектов. Крупномасштабные светомузыкальные представления проводят главные киноконцертные залы страны - "Россия" в Москве, "Октябрьский", "Юбилейный" в Ленинграде, оперный театр в Тбилиси. Наиболее актив­ные и планомерные изыскания и практические эксперименты идут в коллективах, спе­циализирующихся в этой области искусства, - в музее А. Н. Скрябина (Москва), где в течение нескольких лет работал зал светомузыки, в СКБ "Прометей" (Казанского авиационного института), организовавшем городскую студию и первый в стране Музей светомузыки.

Содержание    Вперед