СВЕТОМУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ


         

в трафаретах высверливают или выпиливают




Рис. 14. Схема транспарантной проекции

Фигурные отверстия в трафаретах высверливают или выпиливают по разметке, а в картонных или бумажных - выжигают или вырезают. При изготовлении плоских трафаретов эффективен такой метод — стекло покрывают непрозрачной краской, ко­торую затем снимают по контуру изображения. Если на стекле надо что-то нарисовать акварельными красками или тушью, его поверхность покрывают впитывающим слоем, например желатины или прозрачного цапонлака. Удобны для этой цели фотопластинки, обработанные в закрепителе.

Если возникают затруднения с высверливанием в стекле отверстия под ось враще­ния, то в центре диска приклеивают переходную втулку, которую насаживают на ко­нец оси.

Дисковые и барабанные трафареты получили самое широкое распространение у раз­работчиков светоинструментов. Опыт показывает, что оптимальным является совме­щение этих методов, что, кстати, подтверждается многолетней практикой их исполь­зования в театре [Бронников А. Театральные световые эффекты. — М.: Искусство, 1962, с. 61-62.].

Диапроекция предполагает наличие уже специальной аппаратуры. Изготовить ее в любительских условиях довольно сложно, да, вероятно, и нецелесообразно. Существу­ет большое число разновидностей фильмоскопов, диапроекторов ("Этюд", "Свет", ЛЭТИ, "Протон", "Альфа", "Свитязь", "Диана", "Пеленг", "Киев") и кинопроекторов, которые после небольших переделок могут быть использованы в качестве ВОУ светому­зыкальных устройств.

Принцип диапроекции объясняет рис. 16.

Размеры диапозитива а и изображения на экране Л связаны друг с другом соотноше­нием : а/А =f0 /L.

В зависимости от того, что является исходной величиной, можно определить или раз­мер А при заданном L, или при этих известных длинах требуемое фокусное расстояние f0 объектива.

В светомузыкальных устройствах вместо неподвижного диапозитива в фильмовом канале помещают подвижные трафареты, которые в отличие от трафаретов теневой про­екции могут быть не только графическими и контурными, но и со всеми возможными светотеневыми переходами.

Содержание  Назад  Вперед