СВЕТОМУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ



         

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СВЕТОМУЗЫКАЛЬНОГО СИНТЕЗА - часть 9


Единственным управ­ляемым в движении визуальным объектом в искусстве был сам человек, что и обусло­вило ограничение возможности видеть музыку восприятием пластики жеста в танце.

Резко изменилась ситуация с появлением электрических и иных источников искусст­венного света. Во-первых, стало возможным создавать самосветящиеся визуальные объекты с необходимой структурой изображения, причем с управляемой его динами­кой (неоновая реклама, растровая картина на экране кинескопа). Но основным при­емом оказалась световая проекция (рис. 6, а — в).

Здесь визуальным объектом является уже не само вещественное изображение, а экран с неоднородным распределением освещенности его различных точек, достигае­мым совместным действием источника света и носителей информации (чаще неболь­шого размера), помещаемых на пути света. Собственно подобные случаи проекции встречаются и в самой природе (тень деревьев на земле, блики света от поверхности воды на берегу и т. п.). Но чисто внеприродной стала проекция при использовании линзовой оптики. Наибольшее, распространение получил прием диапроекции, хотя изредка применяются и другие.

Для получения теневой проекции источник света должен быть мал по сравнению с носителем информации, находящимся на пути луча (см. пример контурного отвер­стия на рис. 1, а). На экране в данном случае проецируется тень этих контуров. Если уменьшить отверстие до точечного размера и увеличить размеры источника света, то на экране начинает проецироваться изображение самого источника, выполняющего в данном случае функции носителя информации (рис. 7, б). Этот случай используют ред­ко, так как управлять структурой такого источника довольно трудно.

Более удобно заменить источник света другим небольшим ярко светящимся объек­том, специально предназначенным играть роль носителя информации. Им может быть любой оптически неоднородный предмет, на котором сконцентрирован свет от источ­ника (рис. 7, в). По сути дела, в этом приеме объединены достоинства обоих преды­дущих.


Содержание  Назад  Вперед