Реле блокировки стартера предназначено для применения на автомобилях «Жигули». Оно служит для предотвращения включения стартера при работающем двигателе и разгрузки контактов замка зажигания от экстратоков тягового реле стартера, возникающих в момент его включения.
Двигатель автомобилей «Жигули» работает относительно тихо. Поэтому иногда при движении в потоке машин, когда окружающий шум сильнее, чем шум собственного двигателя, водитель может подумать, что двигатель заглох, и включить стартер. Раздастся неприятный скрежет шестерен, сообщающий водителю, что двигатель работает. Такие случаи, наверняка, бывали с каждым водителем. Включение стартера при работающем двигателе вызывает повышенный износ деталей привода и может привести даже к их поломке.
Кроме того, тяговое реле стартера автомобиля, потребляя ток около 30 А и обладая значительной индуктивностью создает при его выключении на контактах замка зажигания сильное искрение, которое приводит к обгоранию контактов и в конце концов к выходу их из строя.
Описываемое реле блокировки стартера устраняет указанные недостатки; Оно исключает возможность включения стартера при работающем двигателеи устраняет искрение на контактах замка зажигания.
Применение реле блокировки стартера увеличивает срок службы контактов замка зажигания и деталей привода стартера.
Электрическая принципиальная схема реле блокировки стартера для подключения на автомобиле «Жигули» приведена на рис. 44.Основным элементомреле является тиристор VI, включенный в цепь обмотки тягового реле стартера. Управляющим сигналом для работы реле блокировки стартера служитположительное напряжение, поступающее от реле РС702 включения контрольной лампы заряда аккумулятора.
Рис. 44. Электрическая принципиальная схема реле блокировки стартера с цепями подключения на автомобиле «Жигули»
Реле блокировки стартера работает следующим образом. При неработающем двигателе и включенном зажигании выключателем ВЗ положительное-напряжение от аккумулятора GB через предохранитель F1, замкнутые контакты К1.1 реле РС702 включения контрольной лампы заряда аккумулятора, штекер-переходник Х2 поступает к контрольной лампе HI заряда аккумулятора и через резистор R1 к управляющему электроду тиристора VI. Поэтому при включении стартера выключателем ВСт тиристор VI включается, и напряжение аккумулятора поступает к обмотке wl тягового реле стартера,, включая стартер.