Отрицательная полуволна импульса зажигания закрывает
Отрицательная полуволна импульса зажигания закрывает транзистор V2, переводя мультивибратор во второе, временно устойчивое состояние. При этом заряженный конденсатор С2 через открывшийся транзистор V3 и резистор R4 подключается к диоду VI в запирающей полярности и тем самым удерживает мультивибратор во временно устойчивом состоянии после окончания действия импульса зажигания. Конденсатор С2 начинает перезаряжаться через резистор R3 и транзистор V3.
Рис. 30. Временные диаграммы работы тахометрического реле при низких (а), средних (б) и больших (в) частотах вращения коленчатого вала
Через некоторое время, которое определяется постоянной времени цепи R3C2, напряжение на левой по схеме обкладке конденсатора С2 становится положительным, диод VI и транзистор V2 открываются, а транзистор V3 закрывается. Мультивибратор возвращается в исходное устойчивое состояние (Тз на рис. 30).
Таким образом, во время работы двигателя на выходе мультивибратора (на коллекторе транзистора V3) появляется последовательность прямоугольных положительных импульсов, длительность которых обратно пропорциональна частоте искрообразования, а промежутки между импульсами имеют фиксированную длительность (примерно 0,5 мс), определяемую постоянной времени цепи R3C2.
Положительные импульсы с выхода мультивибратора через диод V4 и конденсатор СЗ поступают на базу транзистора V5 и открывают его на время заряда конденсатора СЗ через резистор R6 (примерно на 0,05 мс). В результате конденсатор С4 в течение нескольких микросекунд разряжается через открывшийся транзистор V5 (t3, t4, рис. 30).
После закрывания транзистора V5 конденсатор С4 снова заряжается через резисторы R9, R10, причем напряжение, до которого он зарядится (t4, рис. 30), зависит от длительности положительного импульса на коллекторе транзистора V3 или, что то же самое, от частоты вращения вала двигателя. Чем частота выше, тем импульс короче и тем до меньшего напряжения зарядится конденсатор С4.
Содержание Назад Вперед