ЭЛЕКТРОНИКА В АВТОМОБИЛЕ

       

Автомобильные сторожа


Каждый автомобиль желательно оборудовать дополнительным уст­ройством, предотвращающим проникновение в его салон, багажник и мотор­ный отсек посторонних лиц, а также пуск двигателя этими лицами.

Известная схема простого автомобильного сторожа приведена на рис. 36. Кнопочные выключатели S2 — Sn устанавливают в дверях, багажнике и капо­те автомобиля.- Выключатель S1 располагают снаружи автомобиля. При от­крывании какой-нибудь из дверей, багажника или капота замыкаются контакты соответствующего выключателя S2 — Sn, и если выключатель S1 вклю­чен, реле К2 срабатывает и его контакты 4 — 5 и 7 — 6 замыкаются. Контакты 7 — 6 блокируют кнопочные выключатели S2 — Sn, а контакты 4 — 5 замыкают цепь питания реле сигналов К1, включающее звуковые сигналы ЗС. Теперь, даже если двери, багажник и капот закрыть, реле К1 и К2 не обесточатся и сигналы будут продолжать звучать. Для выключения сигналов необходимо разомкнуть контакты выключателя SL.

На автомобилях «Жигули» установка дополнительных дверных выключа­телей не требуется, поскольку используются штатные дверные выключатели, служащие для включения ламп HI и Н2 плафонов салона при открывании две­рей. Это упрощает монтаж сторожа на автомобиле и позволяет постоянно кон­тролировать исправность выключателей. В случае неисправности любого из них плафоны в салоне будут гореть при закрытых дверях, багажнике и капо­те или, наоборот, не будут зажигаться при их открывании. Однако плафоны салона теперь будут гореть не только при открытых дверях, но и при откры­том багажнике или капоте. Если это нежелательно, выключатели багажника и капота следует подключить к аноду диода VI, однако контроль исправности этих выключателей при этом осуществляться не будет.

Диод VI предназначен для разгрузки контактов реле К2 от тока ламп HI, H2 плафонов. Диод может быть любого типа на ток не менее 100 мА и напряжение 15 В, например Д226. Реле К2 может быть также любого типа, например РЭС9, паспорт РС4.524.202, на напряжение 12 В с двумя парами замыкающих контактов, рассчитанных на ток, потребляемый реле сигналов К1 или, если его нет, на ток, потребляемый самими сигналами.




Рис. 36. Электрическая принципиальная схема простого автомобильного сто­рожа



Рис. 37. Электрическая принципиальная схема электронного автомобильного» сторожа с цепями подключения на автомобиле «Жигули»:

а — лампа левого переднего указателя поворота; Н2, НЗ — лампы левых переднего и заднего указателей поворота, F1 — предохранитель № 1, Н4 — лампа правого плафона салона, Н5 - лампа левого плафона салона, S4 - выключатель двери водителя, S5-Sn - выключатели остальных дверей багажника, капота и т. п.

Расцветка проводов: Р-розовый, Кр - красный, Ч- черный, Бел. - белый, ГЧ - голубой с черной полоской, Бел.Ч - белый с черной полоской, СЧ - серый с черной полоской

Недостатком простого автомобильного сторожа является необходимость его включения и отключения снаружи автомобиля, что по понятным причинам не всегда удобно. Ниже описан электронный автомобильный сторож, свобод­ный от этого недостатка. Управление сторожем осуществляется с помощью переключателя и кнопки, установленных в удобном для водителя потайном месте внутри салона, и с помощью кнопочных выключателей, установленных в дверях, багажнике, капоте, на ветровом стекле и в других необходимых ме­стах. Причем на автомобилях «Жигули», так же как и при установке просто­го сторожа, используют штатные дверные выключатели, служащие для включевия ламп плафонов при открывании дверей. В режим охраны сторож перек­лючается автоматически после закрывания последней из дверей, багажника ил» капота. При этом сразу же блокируется система зажигания.

Включение звукового сигнала происходит через 8 — 15 с после открыва­ния двери водителя и немедленно при открывании остальных дверей, багажника, капота или попытки снятия ветрового стекла и других деталей, забло­кированных выключателями.



Сторож имеет следующие преимущества перед аналогичными приборами: предусмотрен контроль за исправностью сторожа с помощью лампы ле­вого бокового указателя поворота;

при неисправности какого-либо из кнопочных выключателей не происхо­дит ложного срабатывания сторожа, он просто не переключается в режим охраны;



сторож автоматически возвращается в режим охраны через 100 — 120 с после устранения причины его срабатывания, при этом звуковой сигнал пре­кращается, но система зажигания остается заблокированной;

выход из салона автомобиля после включения сторожа возможен через любую дверь;

сторож невозможно вернуть в исходное состояние путем кратковременно­го отключения аккумулятора: после его подключения сигнал зазвучит снова;

управление сторожем осуществляется переключателем и кнопкой, представ­ляющими собой по существу, простейший кодовый замок.

Электрическая принципиальная схема электронного автомобильного сторо­жа с цепями подключения на автомобилях «Жигули» приведена на рис. 37. Она содержит следующие основные узлы и элементы:

устройство переключения в режим охраны, состоящее из дистанционного переключателя К2, конденсатора С2, диода V6 и резистора R5;

два реле времени РВ1, РВ2, элементы которых на схеме обведены пунк­тиром; РВ1 предназначено для создания временной задержки при автомати­ческом возврате сторожа в режим охраны, а РВ2 создает временную задерж­ку, необходимую для отключения сторожа после входа в салон автомобиля;

реле КЗ блокировки кнопочных выключателей S4 — Sn;

элементы развязки и защиты: V2, V3, V12, V14, V16, R10;

пульт управления ПУ, содержащий переключатель S2 и кнопку S3 с за­мыкающими контактами.

Сторож работает следующим образом. В исходном состоянии все элемен­ты сторожа обесточены. Все двери, капот и багажник автомобиля закрыты. Контакты выключателя S2 и кнопки S3 пульта управления, дверных выклю­чателей S4 — Sn, дистанционных переключателей К2, К4 и реле К1, КЗ нахо­дятся в положениях, показанных на схеме рис. 37.

Для приведения сторожа в это состояние необходима кратковременная подача питания на правые по схеме обмотки дистанционных переключателей К2, К4 (выводы 1 — 10), т. е. на вывод 7 сторожа. Осуществляется это с по­мощью кнопки S3 при положении переключателя S2 «Откл».

После установки переключателя S2 в положение «Вкл» зажигается лампа HI левого бокового указателя поворота, питание к которой поступает через замкнутые контакты 8 — 9 дистанционного переключателя К2 и диод V2. При этом диод V3 препятствует прохождению тока через остальные лампы левых указателей поворота Н2, НЗ, разгружая контакты К2.2 дистанционного пере­ключателя и диод V2 от излишнего тока.



При открывании двери водителя контакты дверного выключателя S4 за­мыкаются и конденсатор С2 сторожа заряжается до напряжения, близкого к напряжению питания. Заряд конденсатора происходит по цепи переключате­ля S2, вывод 5 сторожа, конденсатор С2, диод V6, вывод 8, замкнутые кон­такты S4. В случае открывания какой-либо другой двери, багажника или ка­пота замыкаются контакты соответствующего выключателя S5 — Sn, и конден­сатор С2 заряжается через диод и вывод 10. Если в момент включения S2 какой-либо из выключателей S4 — Sn уже замкнут (например, открыт багажник), заряд конденсатора С2 происходит аналогично описанному, однако сра­зу же после включения S2.

При закрывании последней из дверей (багажника, капота), точнее, при размыкании контактов последнего из выключателей S4 — Sn, происходит раз­ряд конденсатора С2 через левую по схеме обмотку дистанционного переклю­чателя К2 по цепи вывод 5 сторожа, замкнутые контакты переключателя S2, предохранитель F1, лампа плафона салона Н5, вывод 8 сторожа, обмотка дистанционного переключателя К2 (выводы 6 — 5). Дистанционный переклю­чатель переключается, его контакты 3 и 8 соединяются соответственно с кон­тактами 4 и 7, лампа HI левого бокового указателя поворота гаснет, вывод 1 обмотки реле КЗ и ;реле времени РВ2 через замкнутые контакты 2 — 3 дистан­ционного переключателя К4 подключаются к плюсу источника питания, и сто­рож переключается в режим охраны. В этом режиме он тока не потребляет и может находиться неопределенно долгое время.

Таким образом, наличие лампы Н5, включенной между выводом 8 сторо­жа и плюсом источника питания, является необходимым условием его нор­мальной работы. Без этой лампы сторож в режим охраны не переключится. Мощность лампы Н5 должна быть не менее 5 Вт. На автомобилях «Жигули» в плафонах салона применяются именно такие лампы.

При замыкании любого из выключателей S5 — Sn, подключенных к выводу 10 сторожа, что происходит при открывании любой двери (кроме двери во­дителя), багажника, капота или попытке снятия ветрового стекла или других заблокированных выключателями деталей, открывается транзистор VI7 через диод VI6 и резистор R10. Коллекторный ток этого транзистора протекает че­рез левую по схеме обмотку дистанционного переключателя К4 (выводы 5 — 6), вследствие чего последний переключается. Его контакты 8 — 7 замыкаются и включают звуковой сигнал ЗС, а контакты 2 — 3 размыкаются и отключают питание от реле времени РВ2 и дистанционного переключателя К4.



Последующее размыкание контактов выключателей S5 — Sn (закрывание дверей, багажника, капота} на состояние дистанционного переключателя К4 не влияет, и звуковой сигнал продолжает звучать.

При замыкании контактов дверного выключателя S4, подключенного к выводу 8 сторожа, что происходит при открывании двери водителя, срабаты­вает реле КЗ, его контакты 3 — 5 замыкаются и удерживают реле во включен­ном состоянии независимо от дальнейшего состояния дверного выключателя S4. Одновременно контакты 3 — 5 реле КЗ подключают минус источника пита­ния к реле времени РВ1. Конденсатор СЗ начинает заряжаться через рези­стор R6. До тех пор, пока напряжение на конденсаторе СЗ меньше, чем напря­жение на истоке полевого транзистора V13, определяемое соотношением меж­ду сопротивлениями резисторов R7 и R8 и напряжением источника питания, полевой транзистор V13 закрыт и, следовательно, закрыт транзистор V17.

Когда же напряжение на конденсаторе СЗ достигает напряжения на исто­ке транзистора V13, последний открывается и открывает транзистор V17. Ди­станционный переключатель К4 переключается и включает звуковые сигналы. Диод V10 служит для разряда конденсатора СЗ после срабатывания реле времени, что необходимо для его подготовки к следующему циклу работы. Задержка реле времени РВ2 составляет 8 — 15 с, и этого достаточно для вы­ключения сторожа водителем.




Содержание раздела