ЭЛЕКТРОНИКА В АВТОМОБИЛЕ

       

Электронный блок системы ЭПХХ


После замыкания контактов MB (Tt

на рис. 28) конденсатор С5 быстро заряжается через низкоомный резистор R15, и триггер переключается во вто­рое устойчивое состояние: транзисторы V21, V22 закрываются, а транзисторы V20, V23 открываются. Таким образом, напряжение на электромагнитный кла­пан и светодиод поступает сразу же после замыкания контактов микровыклю­чателя MB.

При размыкании контактов MB (T2 на рис. 28) триггер переключается в основное устойчивое состояние не сразу. Конденсатор С5 разряжается через резисторы R18, R20 и переход база — эмиттер транзистора V20, удерживая его в течение некоторого времени в открытом состоянии. Следовательно, мо­мент закрывания транзистора V23 задерживается и происходит примерно че­рез 0,5 с после размыкания контактов микровыключателя MB (t3, рис. 28). Задержку можно регулировать с помощью переменного резистора R18.

Наличие триггеров Шмитта в ТХР и УВЗ позволяет повысить достовер­ность контроля за работой системы. Благодаря триггерам напряжение на электромагнитный клапан и светодиод поступает скачком, и загорание светодио­да однозначно указывает на срабатывание электромагнитного клапана (если он, конечно, исправен).

Выбросы напряжения, .возникающие в обмотке электромагнитного клапа­на при его выключении, устраняются диодом VI9, тем самым предохраняя транзисторы VI7 и V23 от пробоя.

Конструкция и детали. Конструкция электронного блока показана на рис. 31. Корпус блока изготовлен из листового дюралюминия толщиной 1,5 мм и состоит из основания 1 и крышки 2. Основание имеет две лапки с отверстиями 0 6 мм, расположенные на расстоянии 60 мм, что позволяет крепить блок на автомобиле без сверления дополнительных отверстий. При этом блок устанавливают рядом с одним из штатных реле, например РС752 на модели ВАЗ 2106, вводя лапки под штатные элементы крепления реле.

На боковой стенке основания имеется отверстие -38 мм с резиновой втулкой, через которое выходит жгут проводов. В нижней части основания имеются четыре отверстия 0 2 мм для крепления печатных плат. Два отвер­стия с резьбовыми втулками М2 в верхней части основания служат для уста­новки винтов, крепящих крышку. В крышке имеются три отверстия для пере­менных резисторов R9, R13, R18, рядом с которыми указано назначение каж­дого резистора.


Все детали схемы, кроме переменных резисторов, расположены на двух печатных платах типа «шахматное поле». На нижней плате собрано ТХР, на верхней — УВЗ. В блоке применены переменные резисторы типа СПО-0,5. Конденсаторы С1 — СЗ могут быть любого типа с рабочим напряжением не менее 25 В, конденсатор С 4 — К74П-3 160 В (от качества этого конденсато­ра зависит термостабильность ТХР), конденсаторы С5 и С6 типа К53-1 15 В.
Выводы блока 2, 4, 5, оканчивают стандартными автомобильными гнезда­ми Х2, Х4, Х5, а вывод 3 — специальным переходником ХЗ, который можно изготовить из стандартного гнезда, припаяв к нему П-образную пластинку — штырь (см. рис. 31). Вывод 1 оканчивают пружинным зажимом XI типа «крокодил», зубья которого нужно спилить, чтобы не повредить изоляцию вы­соковольтного провода.
Микровыключатель MB — типа МП10. Его устанавливают с помощью двух винтов М2 на специальном кронштейне (рис. 32), который закрепляют на шпильках крепления карбюратора. Светодиод устанавливают на кронштей­не, показанном на рис. 33.


Содержание раздела