В случае отказа или неправильного функционирования тех или иных элементов электронной системы управления в ней могут возникнуть аварийные режимы, следствием которых явится выход системы из строя, а в некоторых случаях возможно даже снижение безопасности эксплуатации автомобиля. Для исключения подобных ситуаций электронные системы снабжают защитными устройствами.
Наибольшее распространение получили устройства, осуществляющие следующие защитные функции:
отключение потребителей от источника питания при увеличении силы тока нагрузки выше допустимого предела (в том числе при коротком замыкании в цепи нагрузки);
предотвращение непредусмотренного одновременного включения двух и более потребителей;
защиту от непредусмотренного включения потребителей в случае отказа датчика частоты вращения контролируемого вала;
предотвращение выхода аппаратуры из строя при подведении к ней напряжения питания обратной полярности.
Защита от перегрузки (по силе тока)
и коротких замыканий в цепи нагрузки
В системах управления агрегатами автомобилей нагрузкой электронных блоков, как правило, являются электромагнитные механизмы. В этих механизмах возможно или частичное замыкание между собой витков обмотки, или полное короткое замыкание в ее цепи. В обоих случаях повышается сила тока нагрузки электронного блока, и во избежание его выхода из строя необходимо обеспечить отключение нагрузки от блока при увеличении силы тока нагрузки выше заданного предела.
Рис. 40. Схема устройства защиты цепей от перегрузки по току и коротких замыканий
Известно большое число различных систем защиты электронных устройств от перегрузки по току [18, 35]. Для электронных систем управления агрегатами автомобилей предпочтительнее применять системы защиты с «защелкой». Особенность действия такой системы заключается в том, что после ее срабатывания даже в случае ликвидации причины перегрузки электронного блока для повторного подключения к нему нагрузки необходимо сначала принудительно отключить систему защиты.