ЭЛЕКТРОНИКА АВТОМОБИЛЬНЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ



         

УСТРОЙСТВА ЗАЩИТЫ ЭЛЕКТРОННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ОТ АВАРИЙНЫХ РЕЖИМОВ - часть 8


Рис. 43. Индукторный датчик частоты вращения:

1 — обмотка; 2 — постоянный магнит; 3 — корпус; 4 и 5 — выводные концы обмотки; 6 — изоляционная втулка; 7 — сердечник; 8 — зубчатый диск

Рис. 44. Тахогенератор:

1 — вал; 2 — обмотка статора; 3 — постоянный магнит

Рис. 45. Структурная схема системы защиты от непредусмотренного включения передач при отказе датчика скорости

В современных электронных системах управления обычно ис­пользуют датчики частоты вращения индукторного типа (рис. 43), устанавливаемые с небольшим зазором над зубчатым диском, приводимым от контролируемого вала. Выходным сигна­лом датчика является индуктируемая в его обмотке ЭДС, имею­щая форму обычной или «деформируемой» синусоиды. Частота изменения ЭДС пропорциональна частоте вращения контроли­руемого вала, а ее амплитуда, хотя и возрастает с повышением частоты вращения вала, но изменяется в зависимости от нее по нелинейному закону и ее величина существенно зависит от точ­ности установки зазора между преобразователем и зубчатым диском. В связи с этим в системах управления, содержащих индукторный датчик, в качестве управляющего сигнала исполь­зуется только частота изменения его ЭДС.

В некоторых системах автоматики для контроля частоты вра­щения валов используют тахогенераторы переменного тока с воз­буждением от постоянных магнитов (рис. 44). У таких генерато­ров как амплитуда, так и частота изменения ЭДС пропорцио­нальны частоте вращения контролируемого вала. Поэтому в систе­мах управления с применением тахогенератора входным сигналом электронного блока могут быть и частота, и ЭДС генератора.

Если вал, контролируемый датчиком частоты вращения, непо­движен, то сигнал на его выходе отсутствует. При отказе датчика сигнал на его выходе пропадает независимо от частоты вращения контролируемого вала, что эквивалентно подаче сигнала системе управления об остановке контролируемого вала. Следствием этого ложного сигнала может явиться выработка системой управления такой ошибочной команды, которая приведет или к поломке того или иного агрегата автомобиля, или к снижению безопасности его эксплуатации. Так, например, если в системе автоматического управления переключением коробки передач произойдет отказ датчика, контролирующего частоту вращения выходного вала коробки передач, то это вызовет подачу команды на включение низшей передачи. Очевидно, что такое включение при движении автомобиля с высокой скоростью приведет к аварийной ситуации.




Содержание  Назад  Вперед