ЭЛЕКТРОНИКА АВТОМОБИЛЬНЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ



         

УСЛОВИЯ РАБОТЫ ЭЛЕКТРОННОЙ АППАРАТУРЫ АВТОМОБИЛЕЙ - часть 4


Значительные перенапряжения в цепях питания могут возник­нуть не только при внезапном отключении аккумуляторной бата­реи, но и в тех случаях, когда двигатель работает с отключенной аккумуляторной батареей, а к бортовой сети подключен потреби­тель электроэнергии с изменяющейся в значительных пределах силой тока нагрузки. Таким потребителем, например, являются приборы аварийной стояночной световой сигнализации, при работе которой происходит периодическое включение и выключение мощных сигнальных ламп, в результате чего сила тока нагрузки гене­ратора практически скачкообразно изменяется на 15 — 20 А.

Для того чтобы предохранить электронную аппаратуру от воз­действия указанных перенапряжений, применяют различные спо­собы защиты. Одним из способов является подключение между по­ложительным полюсом бортовой сети и массой автомобиля мощ­ного стабилитрона с опорным напряжением на 4 — 6 В больше мак­симального напряжения бортовой сети. Иногда последовательно с таким стабилитроном включают токоограничивающий резистор с небольшим сопротивлением (около десятых долей ома). При та­ком подключении стабилитрона в период действия импульсов напряжения через него будут проходить короткие импульсы силы тока с амплитудой около нескольких ампер, а амплитуда импуль­сов напряжения будет снижаться до значения, равного опорному напряжению стабилитрона (рис. 1,6).

Существенным недостатком данного способа защиты бортовой сети и подключенной к ней электронной аппаратуры от перенапря­жений является необходимость использования стабилитронов с до­пускаемой импульсной мощностью рассеяния порядка десятков ватт, которая выделяется в стабилитроне в момент прохождения через него импульсов тока. Следует, однако, иметь в виду, что вследствие малой длительности импульсов средняя мощность рас­сеяния в стабилитроне оказывается небольшой (единицы ватт). Такую допустимую среднюю мощность рассеяния имеют стабили­троны типов Д815, Д816.

Более эффективным, но одновременно и более сложным, явля­ется метод защиты от перенапряжения, осуществляемый при под­ключении к бортовой сети балластной нагрузки (15 — 20 А), как только напряжение в ней превысит заданный предел. В этом слу­чае практически вся мощность рассеяния выделяется в балласт­ном резисторе, а полупроводниковый прибор (тиристор или тран­зистор) является только коммутирующим элементом. Вследствие подключения к бортовой сети мощной балластной нагрузки предот­вращается сброс нагрузки генератора и тем самым устраняется причина появления перенапряжений. Ввиду относительно корот­ких периодов действия перенапряжений балластный резистор может быть рассчитан не на полную мощность рассеяния, а ком­мутирующий элемент может быть выбран, исходя из максимально допускаемой силы импульсного тока нагрузки. Однако и с учетом этого описанный способ защиты от перенапряжений требует ис­пользования аппаратуры сравнительно больших размеров, что ограничивает область его применения.




Содержание  Назад  Вперед