Uст = Uвых — ДUБЭ1 = Uвх (R2 + R3)/R3.
Напряжение в стабилизаторе поддерживается постоянным благодаря действию отрицательной обратной связи, реализуемой путем соединения выхода стабилизатора и входов элемента (через делитель напряжения, образованный резисторами R2 — R3). Если, например, напряжение на выходе стабилизатора по какой-либо причине стало больше значения Uст, то происходит увеличение входного напряжения элемента. В соответствии с передаточной характеристикой элемента это вызовет уменьшение его выходного напряжения с восстановлением прежнего уровня напряжения Uст на выходе стабилизатора. В случае снижения напряжения на выходе стабилизатора меньше значения UCT входное напряжение элемента уменьшится. В результате возрастет напряжение на выходе элемента, что обеспечит восстановление прежнего уровня напряжения.
В зависимости от соотношения сопротивления резисторов R2 и R3 напряжение на выходе элемента может устанавливаться в пределах от 1,5 до 13,5 В при UП=15 В или до 9,3 В при UП=10,8 В. Однако оптимальная зона работы стабилизатора соответствует участку передаточной характеристики, где зависимость UВЫх = =f(UBx) имеет максимальную крутизну. При номинальном напряжении бортовой сети- 12 В, минимальное напряжение источника питания стабилизатора может быть равно 10,8 В. С учетом этого максимальный диапазон устанавливаемого выходного напряжения элемента составляет 1,5 — 9,3 В (точки пересечения кривых 3 и 6 с кривыми 1 и 2), а оптимальный диапазон — от 3 до 8 В (точки пересечения кривых 4 к 5 с кривыми 1 и 2).
В имеющихся стабилизаторах напряжения, выполненных по схеме, приведенной на,рис. 7, минимальная разница между напряжением источника питания и стабилизированным напряжением составляла 2,3 — 2,8 В. Это означает, что при номинальном, напряжении бортовой сети 12 В, с помощью рассматриваемого стабилизатора можно получить стабилизированное напряжение не выше 8,0 — 8,5 В. Поэтому данный стабилизатор предпочтительнее использовать в автомобилях с номинальным напряжением бортовой сети 24 В. Следует, однако, иметь в виду, что в этом случае максимальное напряжение бортовой сети составляет 30 В, в то время как напряжение источника питания микросхем серии К511 не должно превышать 25 В. Поэтому напряжение, подводимое к микросхеме от бортовой сети, необходимо ограничивать, что может быть выполнено, например, с помощью простейшего параметрического стабилизатора напряжения.