ЭЛЕКТРОНИКА АВТОМОБИЛЬНЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ



         

ТИПОВЫЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ УЗЛЫ ЭЛЕКТРОННЫХ СИСТЕМ - часть 6


Анализ формулы (5) показывает, что для обеспечения постоян­ства выходного напряжения стабилизатора независимо от темпе­ратуры окружающей среды необходимо, чтобы при ее увеличении одновременно с уменьшением величины UЭBI снижалось и напря­жение Uou. В случае же снижения температуры значение U0п должно увеличиваться. В рассматриваемом стабилизаторе это тре­бование удовлетворяется, во-первых, вследствие применения ста­билитрона VD1 типа Д818Б, имеющего отрицательный темпера­турный коэффициент напряжения и, во-вторых, в результате включения последовательно с резистором R5 диода VD2. При уве­личении температуры падение напряжения ДUVD2 в диоде VD2 уменьшается, в результате чего снижается напряжение, подводи­мое к эмиттеру транзистора VT1, что и требуется для получения меньшего напряжения UЭБ1.

Испытания стабилизатора, выполненного по схеме, приведен­ной на рис. 6, показали, что при изменении температуры окружаю­щей среды от — 20 до + 70 °С значение Ucr меняется не более чем на +0,1 В.

Хорошая стабильность выходного напряжения стабилизатора при значительных изменениях напряжения источника его питания (бортовой сети) обеспечивается при подключении источника опор­ного напряжения, состоящего из стабилитрона VD1 и резистора R2, к выходному (стабилизированному) напряжению. Благодаря этому сила тока, проходящего через стабилитрон VD1, меняется в небольших пределах, что требуется для получения стабильного опорного напряжения стабилизатора. Указанное подключение ста­билитрона VD1 оказалось возможным в результате применения резистора R1, с помощью которого осуществляется первичный пуск схемы после ее подключения к источнику питания.

Рис. 7. Схемы стабилизатора напряже­ния, выполненного на базе элемента DA1 высокопороговой логики, и эле­мента DA1:

а — схема стабилизатора; б — схема эле­мента DA1

Важным преимуществом рассматриваемого стабилизатора яв­ляется возможность получения заданного стабилизированного на­пряжения UCT при напряжении бортовой сети, превышающем зна­чение U ст всего лишь на 0,3 — 0,5 В. Это имеет особое значение, когда стабилизированное напряжение должно быть на уровне 10 В, а источником питания стабилизатора является бортовая сеть с номинальным напряжением 12 В и, следовательно, с минимально возможным напряжением 10,8 В.




Содержание  Назад  Вперед