ства выходного напряжения стабилизатора независимо
Анализ формулы (5) показывает, что для обеспечения постоян ства выходного напряжения стабилизатора независимо от температуры окружающей среды необходимо, чтобы при ее увеличении одновременно с уменьшением величины UЭBI снижалось и напряжение Uou. В случае же снижения температуры значение U0п должно увеличиваться. В рассматриваемом стабилизаторе это требование удовлетворяется, во-первых, вследствие применения стабилитрона VD1 типа Д818Б, имеющего отрицательный температурный коэффициент напряжения и, во-вторых, в результате включения последовательно с резистором R5 диода VD2. При увеличении температуры падение напряжения ДUVD2 в диоде VD2 уменьшается, в результате чего снижается напряжение, подводимое к эмиттеру транзистора VT1, что и требуется для получения меньшего напряжения UЭБ1.
Испытания стабилизатора, выполненного по схеме, приведенной на рис. 6, показали, что при изменении температуры окружающей среды от — 20 до + 70 °С значение Ucr меняется не более чем на +0,1 В.
Хорошая стабильность выходного напряжения стабилизатора при значительных изменениях напряжения источника его питания (бортовой сети) обеспечивается при подключении источника опорного напряжения, состоящего из стабилитрона VD1 и резистора R2, к выходному (стабилизированному) напряжению. Благодаря этому сила тока, проходящего через стабилитрон VD1, меняется в небольших пределах, что требуется для получения стабильного опорного напряжения стабилизатора. Указанное подключение стабилитрона VD1 оказалось возможным в результате применения резистора R1, с помощью которого осуществляется первичный пуск схемы после ее подключения к источнику питания.
Рис. 7. Схемы стабилизатора напряжения, выполненного на базе элемента DA1 высокопороговой логики, и элемента DA1:
а — схема стабилизатора; б — схема элемента DA1
Важным преимуществом рассматриваемого стабилизатора является возможность получения заданного стабилизированного напряжения UCT при напряжении бортовой сети, превышающем значение U ст всего лишь на 0,3 — 0,5 В. Это имеет особое значение, когда стабилизированное напряжение должно быть на уровне 10 В, а источником питания стабилизатора является бортовая сеть с номинальным напряжением 12 В и, следовательно, с минимально возможным напряжением 10,8 В.
Содержание Назад Вперед