В стабилизаторе напряжения, выполненном в соответствии со схемой, приведенной на рис. 5, при R5 = 0 выходное стабилизированное напряжение равно 14,5 В. Для улучшения теплового режима транзистора VT2 в результате уменьшения падения напряжения в его переходе эмиттер — коллектор в цепь питания транзистора включен балластный резистор R2, имеющий сопротивление 10 Ом. Максимальный ток нагрузки стабилизатора составляет 0,5 А, поэтому падение напряжения в резисторе R2 не превышает 5 В. Если напряжение бортовой сети даже будет равно минимально допустимому его значению (21,6 В), то и в этом случае при указанном значении падения напряжения к эмиттеру транзистора VT2 будет подведено напряжение 16,6 В, что вполне достаточно для получения стабилизированного напряжения, равного 14,5 В.
Конденсаторы С1 и С2 применены для уменьшения до приемлемого уровня пульсаций напряжения на выходе стабилизатора. При этом электролитический конденсатор С1 относительно большой емкости выполняет функции фильтра низких частот, а неполярный конденсатор С2 используется для сглаживания высокочастотных импульсов. Защита стабилизатора от выхода из строя при коротком замыкании в выходной цепи осуществляется с помощью диода VD3. Если такое замыкание происходит, то вследствие уменьшения до нуля напряжения на выходе стабилизатора открывается диод .VD3 и напряжение, подводимое к базе транзистора VT1, уменьшается до 0,6 — 0,65 В. В результате резко уменьшается ток базы транзистора VT1, вследствие чего происходит ограничение тока в цепях базы, эмиттера и коллектора транзистора VT2 и тем самым осуществляется защита данного транзистора от выхода из строя.
В стабилизаторе напряжения (рис. 6), обеспечивающем при изменении напряжения бортовой сети в диапазоне 10,8 — 15 В поддержание заданного стабилизированного напряжения (10 — 10,2В) между выходом стабилизатора и положительным полюсом ( + U„) бортовой сети, в качестве источника опорного напряжения стабилизатора используется прецизионный стабилитрон VD1 (типа Д818Б).