ЭЛЕКТРОНИКА АВТОМОБИЛЬНЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ



         

ТИПОВЫЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ УЗЛЫ ЭЛЕКТРОННЫХ СИСТЕМ - часть 4


В стабилизаторе напряжения, выполненном в соответствии со схемой, приведенной на рис. 5, при R5 = 0 выходное стабилизиро­ванное напряжение равно 14,5 В. Для улучшения теплового ре­жима транзистора VT2 в результате уменьшения падения напряжения в его переходе эмиттер — коллектор в цепь питания тран­зистора включен балластный резистор R2, имеющий сопротив­ление 10 Ом. Максимальный ток нагрузки стабилизатора состав­ляет 0,5 А, поэтому падение на­пряжения в резисторе R2 не пре­вышает 5 В. Если напряжение бортовой сети даже будет равно минимально допустимому его значению (21,6 В), то и в этом случае при указанном значении падения напряжения к эмиттеру транзистора VT2 будет подве­дено напряжение 16,6 В, что вполне достаточно для получения стабилизированного напряже­ния, равного 14,5 В.

Конденсаторы С1 и С2 применены для уменьшения до прием­лемого уровня пульсаций напряжения на выходе стабилизатора. При этом электролитический конденсатор С1 относительно боль­шой емкости выполняет функции фильтра низких частот, а непо­лярный конденсатор С2 используется для сглаживания высоко­частотных импульсов. Защита стабилизатора от выхода из строя при коротком замыкании в выходной цепи осуществляется с по­мощью диода VD3. Если такое замыкание происходит, то вслед­ствие уменьшения до нуля напряжения на выходе стабилизатора открывается диод .VD3 и напряжение, подводимое к базе транзи­стора VT1, уменьшается до 0,6 — 0,65 В. В результате резко умень­шается ток базы транзистора VT1, вследствие чего происходит ограничение тока в цепях базы, эмиттера и коллектора транзи­стора VT2 и тем самым осуществляется защита данного транзи­стора от выхода из строя.

В стабилизаторе напряжения (рис. 6), обеспечивающем при изменении напряжения бортовой сети в диапазоне 10,8 — 15 В под­держание заданного стабилизированного напряжения (10 — 10,2В) между выходом стабилизатора и положительным полюсом ( + U„) бортовой сети, в качестве источника опорного напряжения стаби­лизатора используется прецизионный стабилитрон VD1 (типа Д818Б).




Содержание  Назад  Вперед