Экономическая эффективность применения электронной системы управления агрегатами автомобиля определяется в результате сопоставления обеспечиваемых ею эксплуатационных показателей автомобиля по сравнению с иными системами управления.
Основными факторами, влияющими на эффективность использования той или иной системы управления, являются затраты на изготовление узлов системы; долговечность элементов самой системы и управляемых ею агрегатов автомобиля; расходы по обслуживанию системы, включая затраты на ее ремонт; эксплуатационные расходы автомобиля, зависящие от типа применяемой системы управления; производительность автомобиля.
Ниже рассматриваются показатели электронной системы управления в сравнении с показателями, обеспечиваемыми гидравлическими, механическими и пневматическими системами управления.
Затраты на изготовление системы управления. Для управления агрегатами автомобиля наряду с механическими, гидравлическими и пневматическими системами управления все в большей степени находят применение электронные системы. При этом от того, на какой элементной базе (аналоговой, цифровой или микропроцессорной) изготовлена электронная система, зависит соотношение между затратами на создание электронной и иных систем управления.
Для первого этапа развития электронных систем управления было характерно использование аналоговых систем, поскольку для их создания требуется меньшее число комплектующих изделий (в том числе интегральных микросхем).
В дальнейшем однако заметно расширилось применение как импульсных цифровых, так и в особенности микропроцессорных систем управления, предназначенных для реализации сложных законов управления. Объясняется это тем, что по мере расширения функций управления аналоговую систему приходится заметно усложнять, а микропроцессорные системы лишены этого недостатна. В результате при необходимости решения системой управления более широкого круга задач затраты на изготовление аналоговых и микропроцессорных систем управления существенно сближаются. Данное обстоятельство в сочетании с рядом преимуществ микропроцессорных систем (универсальность, отсутствие настроек, стабильность работы) создает благоприятные предпосылки для их применения. Это относится в первую очередь к системам управления гидромеханическими передачами большегрузных автомобилей и городских автобусов большой вместимости. Но особенно заметно расширилось применение в ряде стран микропроцессорных систем управления тормозными приводами (антиблокировочные устройства тормозных систем).