ЭЛЕКТРОНИКА АВТОМОБИЛЬНЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

       

ОСНОВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ И МИКРОПРОЦЕССОРНЫХ СИСТЕМ


Система управления ГМП должна обеспечивать пере­ключение передач, а в некоторых случаях осуществлять блоки­ровку и разблокировку гидротрансформатора в зависимости от входных управляющих сигналов, поступающих от устройств конт­роля режима движения автомобиля и нагрузки его двигателя. Наиболее распространены системы управления ГМП, которые вы­рабатывают команды на переключение передач в зависимости от скорости движения автомобиля и нагрузки двигателя.

При полностью гидравлической системе автоматики ГМП в ка­честве датчиков скорости движения автомобиля используются гидравлические устройства, обеспечивающие повышение давления жидкости по мере увеличения частоты вращения ведомого вала передачи. В качестве таких гидравлических устройств наиболее широко применяют центробежные регуляторы давления, а для управления блокировкой гидротрансформатора иногда исполь­зуются так называемые трубки Пито. Давление жидкости, создаваемое этими устройствами, обеспечивает необходимое усилие воздействия на золотники или клапаны в гидросистеме управле­ния ГМП.

Нагрузку двигателя обычно оценивают по положению педали подачи топлива или по разрежению во впускном трубопроводе двигателя. В зависимости от указанных факторов изменяется на­тяжение пружин, воздействующих на указанные золотники (или клапаны), либо осуществляется их перемещение.

Под воздействием результирующего давления жидкости, созда­ваемого гидравлическим устройством, и усилия пружины, завися­щего от нагрузки двигателя, перемещаются золотники (откры­ваются и закрываются клапаны), в результате чего гидравличе­ские цилиндры включения фрикционов ГМП соединяются с напорной магистралью гидросистемы (полость высокого давления жидкости) или с полостью низкого давления (полость слива). Таким образом происходит включение и выключение соответст­вующих фрикционов ГМП, обеспечивающих изменение передаточ­ного отношения ее редуктора, и блокировка гидротрансформатора. Для создания «перекрытия» в состав гидросистемы управления ГМП входят соответствующие дросселирующие устройства или регулирующие клапаны. Такие же устройства (золотники или клапаны) применяют в гидросистеме управления ГМП в механи­ческих или механогидравлических устройствах, вырабатывающих команды на переключение передач.


При оснащении ГМП электронной системой управления обыч­но гидропривод исполнительных механизмов, воздействующих на фрикционы, сохраняется. Однако взамен золотниковых устройств и гидропривода клапанов системы управления в ней используется электромагнитный привод клапанов, а управление электромагни­тами осуществляется электронными устройствами.

Электронная система автоматики так же, как и любая другая система, должна вырабатывать команды на переключение передач в зависимости от условий движения автомобиля. Однако она обла­дает по сравнению с другими системами более широкими воз­можностями реализации оптимального закона управления. Так, например, теоретические исследования показывают, что весьма перспективной является система управления ГМП, которая обес­печивает переключение передач в зависимости от режима работы гидротрансформатора. При данной системе управления команда на включение последующей (высшей) передачи должна выраба­тываться, когда коэффициент трансформации гидротрансформа­тора приближается к единице. Реализация такой системы управ­ления целесообразна только при использовании электронных устройств.

Применение электронной системы управления позволяет в не­которых случаях упростить конструкцию ГМП и повысить ее на­дежность. В частности, при управлении по заданному закону электромагнитными клапанами включения фрикционов можно исключить из гидросистемы специальные гидроклапаны плавного включения фрикционов, осуществляющие режим «перекрытия». Важным преимуществом электронной системы управления ГМП является стабильность ее характеристик, отсутствие необходи­мости регулирования и технического обслуживания в эксплуата­ции. Настройка ГМП на заданные условия работы при электрон­ной системе управления может быть обеспечена с точностью до 1 — 2 %, в то время как механические и гидравлические устройства позволяют иметь точность настройки только 5 — 7 %.

Помимо выполнения основной задачи — обеспечения переклю­чения передач по заданному закону — электронная система управ­ления защищает ГМП от аварийных режимов в случае ошибочных действий водителя или отказа одного из элементов управления. Существенным достоинством электронной системы управления ГМП яйляется возможность быстрой замены отказавшего элек­тронного блока управления переключением передач — в штепсель­ный разъем подключают исправный электронный блок автома­тики взамен отказавшего.

Электронная аппаратура управления располагается вне кар­тера ГМП, .а узлы автоматики гидравлических систем управле­ния — внутри картера или в лучшем случае под крышкой ГМП. Вследствие этого для ремонта или замены отказавшего элемента при электронной системе управления ГМП требуется гораздо меньше времени и трудозатрат по сравнению с гидросистемами управления.

Следует, однако, иметь в виду, что стоимость гидравлических или механогидравлических систем управления ГМП по сравнению с электронными системами автоматики ниже. В настоящее время начался серийный выпуск электронных систем управления ГМП для автомобилей высокого класса и автобусов, для которых сравнительно высокая стоимость электронной системы управления не имеет решающего значения.

 


Содержание раздела