Массовые музыкальные жанры XX века



Массовые музыкальные жанры XX века - стр. 99


на множество стилевых разновидностей; 4) 1980 — конец 1990-х гг. — взаимодействие Р.-м. с различными музыкальными жанрами и стилями — от развлекательных до академических.

Основоположником отечественного (русского) рока по праву считается Александр Градский, организовавший в 1963 г. при МГУ рок-группу «Тараканы», которая состояла из польских студентов.

Отечественная Р.-м. также имеет свою периодизацию: 1) 1963—1968 — период «битломании» (подражания «Битлз» и другим британским бит-группам(; 2) 1969—1980 — период профессионализации рока, формирования его самобытности  и расцвета ВИА-стиля; 3) 1980—1986 — период полуподпольного существования Р.-м.; 4) 1986—1991 — период активной коммерциализации отечественного рока. Для последнего периода характерны следующие тенденции: во-первых, весь отечественный рок отчетливо дифференцировался на «официозный», пропагандируемый средствами массовой информации, и «андеграундный», игнорирующий шоу-бизнес. Во-вторых, в республиках бывшего СССР ярко обозначилось стремление к воплощению посредством Р.-м. идей национального возрождения. После распада Советского Союза указанные тенденции в различных республиках действовали с разной силой.

В Беларуси Р.-м. зародилась в 1960-х гг. и носила по преимуществу любительский и подражательный характер. Первой профессиональной белорусской рок-группой считается созданный в 1968 г. коллектив «Лявоны», который год спустя сменил название на «Песняры». Последние исполняли наряду с песнями советских авторов «ритмизированные» обработки белорусских народных песен и рок-композиции собственного сочинения. Так что «Песняры» можно в равной степени считать как ВИА, так и рок-группой.

Формирование белорусской национальной (белорусскоязычной) Р.-м. происходило несколько раньше, чем в других союзных республиках — в начале 1980-х гг. Ее пионерами были минские группы «Бонда» и «Мроя». Бурный всплеск белорусского рока начался в конце 1980 — начале 1990-х гг. и продолжается до настоящего времени. Сегодня наиболее типичными представителями жанра являются группы «Імпэтт», «Крама», «Крыві», «Н.Р.М.», «Новае неба», «Палац», «Троица», «Экзіст», «Юр’я» (Минск), «Гейтвард», «Стена» (Брест), «Анархайзис» (Столин), «Дивейшн» (Гродно) и мн.


Содержание  Назад  Вперед