Массовые музыкальные жанры XX века




Массовые музыкальные жанры XX века - стр. 89


Еще одна область экспериментирования музыкантов бибопа — освоение латиноамериканских ритмов, фольклорного инструментария народов Центральной и Южной Америки.Наиболее значительные достижения в этой области принадлежат афрокубинскому Д. (кубопу или кубана-бопу).

2) Подразделение бибопа на кул-джаз и хард-боп (конец 1940 — середина 1960-х гг.

Кул-джаз (англ. cool — прохладный, холодный) — стиль Д., сформировавшийся на рубеже 1940—1950-х гг. Термин «кул» был введен негритянским свинговым саксофонистом Лестером Янгом, разработавшим основы и принципы данного стиля. Характерные черты кула — «прохладная» манера подачи музыкального материала (отсюда и название), эмоциональная сдержанность, усиление интеллектуального начала, возросшая роль композиции, усложнение тонально-модуляционной логики, использование элементов политональности и атональности, полифонизация фактуры, тенденция к сближению с европейской академической музыкой. Кул культивировался преимущественно «белыми» музыкантами.

Хард-боп (англ. hard — твердый, жесткий) — стиль современного Д. Известен также под названиями «ривайвл-боп» (от англ. revival — возрождение, букв. «возрождение бопа»), «необоп» («новый боп»), «модерн-боп» («современный боп»). Является продолжением традиций классического «горячего» Д., ритм-энд-блюза и бибопа. Возник в первой половине 1950-х гг. как реакция на академизм и европейскую ориентацию кул-джаза и традиций западных штатов Америки, достигших к этому времени своего расцвета. Характерные черты раннего хард-бопа — примат мелодической импровизации, преобладание жестко акцентированной ритмики сопровождения, усиление блюзовых элементов в интонировании и гармонии, возрождение хот-тона («горячего» тона, тенденция к выявлению вокального начала в импровизации, некоторое упрощение музыкального языка по сравнению с экспериментами музыкантов бибопа и кул-джаза.

Кул-джаз и хард-боп, несмотря на их различия, в одинаковой мере испытывали на себе влияние африканских и латиноамериканских ритмов.

3) Авангардизация Д. (середина 1960-х — наши дни).


Содержание  Назад  Вперед