Массовые музыкальные жанры XX века




Массовые музыкальные жанры XX века - стр. 88


Свинг — это и стиль оркестрового Д., в результате синтеза негритянских и европейских форм джазовой музыки. Свинг в большинстве своем представляет музыку больших коммерческих танцевальных оркестров (биг-бэндов), для которой характерны европеизация джазового языка, приоритет аранжировщика и композитора над импровизатором, а также преобладание коллективного исполнения над сольным.

«Эра свинга» подвела черту в истории традиционного Д.

В 1930-е гг. Д. получил распространение в странах Европы и оказал влияние на творчество композиторов, работающих в академических жанрах (Д. Мийо, П. Хиндемит, С. Прокофьев, Д. Шостакович и др.).

Начало 1940-х гг. знаменуется рождением современного джаза, в развитии которого выделяются следующие подэтапы:

1) Бибоп (начало 1940 — середина 1950-х гг.). Бибоп, или рибоп  (англ. звукоподраж. be bop) возник как реакция на повсеместное распространение свинга и продолжил развивать его принципы в использовании выразительных средств, но вместе с тем обнаружил ряд противоположных тенденций: бибоп — это экспериментальное направление в Д., возникшее под влиянием традиций европейской академической музыки и связанное, главным образом, с практикой малых ансамблей (комбо), музыка, создаваемая для ограниченного круга знатоков и ценителей. Главной фигурой здесь становится импровизатор, в роли которого может выступать любой участник ансамбля, в совершенстве владеющий музыкальным инструментом (или голосом), стремящийся к индивидуальному самовыражению. Другие специфические черты бибопа — тенденция к возрождению и одновременно обновлению негритянских традиций «горячего» стиля, новаторство в сфере мелодики, гармонии и тональности, использование политональности и атональности, обилие хроматизмов, диссонансов и кластеров, широкое применение «рваных» ритмов, усиление фактора неожиданности и непредсказуемости, нарушение регулярности движения, склонность к асимметричным построениям. В области вокала утвердилась и получила развитие заимствованная музыкантами бибопа из традиционного джаза особая бестекстовая, слоговая техника исполнения (скэт), что позволило использовать голос в качестве виртуозного инструмента.




Содержание  Назад  Вперед