Массовые музыкальные жанры XX века



Массовые музыкальные жанры XX века - стр. 82


и которая служит «остинатно» выдерживаемой основой для импровизации), blue blowirig (способ игры на духовых инструментах, при котором высота тона непостоянна, лабильна, а тембр имеет специфически «блюзовую» окраску), «блюзовый инструментарий» (инструменты, на которых достигается «блюзовое:» качество звучания) и т. д.

Классификация Б. может быть дополнена следующими его разновидностями: 1) по принадлежности к устной традиции или композиторскому творчеству — так называемые «первичные» и «вторичные» Б.; 2) по содержанию - драматический и лирический Б.; 3) по манере исполнения — шаут-блюз (основанный на декламационной, «криковой» манере) и мелодический Б. (отличающийся большей напевностью, кантиленностью); 4) по средствам исполнения — вокальный, вокально-инструментальный, инструментальный, комбо-блюз (исполняемый малыми ансамблями) и биг-бэнд-блюз (исполняемый большими джазовыми оркестрами); 5) по степени аутентичности — аутентичный Б. и псевдо- или квазиблюз с их разновидностями (тин-пэн-элли-блюз; бродвейский Б., свит-блюз; сюда относятся также произведения «в духе Б.», созданные некоторыми академическими композиторами, например, Равелем, Мийо, Гершвином, Коплендом, Онеггером, Мартину, Шульхоффом и др.); 6) по историческим типам архаический; или сельский Б. (приблизительно 1850—1890), классический, или городской Б. (приблизительно 1900—1935); современный, или постклассический Б. (другие его названия — эклектический Б., софистикэйтед-блюз, модерн-блюз, Б. в стиле свинг (blues in swing; приблизительно с 1930), североамериканский Б., столицей которого стал Чикаго (конец 1940 — начало 1950-х гг.). К числу жанровых и стилевых модификаций Б. в джазе и рок-музыке

относятся, в частности, джиг-пиано-блюз, баррел-хаус-блюз, буги-вуги и ритм-энд-блюз, фанк, соул, джаз-рок. Блюзовая традиция представлена практически во всех важнейших стилях джаза; не избежали ее влияния и современные направления джазового авангардизма, и так называемое «третье течение». Блюзовые идиомы — нередко в трансформированном, искаженном или упрощенном виде — широко используются в популярно-развлекательной и танцевальной музыке нашего века (например, они определяют характерность таких модных в свое время танцев; как рок-н-ролл, твист, мэдисон и др.).


Содержание  Назад  Вперед