Массовые музыкальные жанры XX века



Массовые музыкальные жанры XX века - стр. 81


По мнению исследователей, истоками Б. являются вокальные жанры фольклора североамериканских негров — уорк-зонгс (англ. work songs) — трудовые песни, холлерс (англ. hollers) — плантационные песни, негритянские баллады, восходящие своими корнями к африканским элегическим песням-плачам и эпическим песенным жанрам, спиричуэлз (англ. spiritual — духовный) — жанр религиозного хорового пения негритянской общины. Вместе с тем фольклорный Б. существенно отличается от своих истоков. Он представляет собой сольный песенный жанр светского характера, выражающий глубоко личные переживания, насыщенный драматизмом и острой внутренней конфликтностью, но содержащий также элементы юмора, иронии, социальной сатиры. Специфика Б. проявляется также в особом строении поэтической строфы, в своеобразии музыкальной формы, в использовании определенного круга выразительных средств, в инструментарии, в манере исполнения. К основным характерным чертам Б. можно отнести метафоричность образов, импровизационный характер музыки и текста, применение полиритмии и синкопирования, лабильность интонаций, метро-ритмическую конфликтность, вопросо-ответный принцип формообразования, специфическую тембровую окраску звучания голоса и инструмента.

Понятие «Б.» имеет целый ряд значений: 1) в широком смысле — как музыкальное выражение особого миропонимания, связанное с проявлением самосознания негра, его свободолюбия и протеста против социальной несправедливости, с идеей освобождения через страдание, в чем-то родственной античному катарсису: 2) как характерное эмоционально-психологическое состояние музыканта или слушателя, возникающее при исполнении или восприятии Б. (так называемое blue feeling – «блюзовое чувство»); 3) как стиль, манера, способ музыкального высказывания, некое «блюзовое» качество, присущее мышлению музыканта-исполнителя или композитора, музыкальному произведению, предполагающее использование типичных для Б. приемов интонирования, артикуляции, фразировки и других выразительных средств, способствующих созданию блюзового колорита (в связи с этим принято говорить о «блюзовой традиции», о том, что произведение написано «в блюзовом стиле» или исполнено «в блюзовой манере» — независимо от того, относится ли оно к жанру Б.); 4) как собственно музыкальный жанр с присущим ему своеобразием содержания и средств выражения, исполнительской манеры, инструментария и др.: 5) как музыкальная форма (чаще всего термин «блюзовая форма» употребляется по отношению к традиционной куплетной 12-тактовой вопросоответной структуре с повторенным «вопросом» и однократным «ответом»; 6) как комплекс музыкально-выразительных средств, музыкальных идиом: исполнительских приемов, свойственных Б., — данная трактовка понятия отражена в таких терминах, как «блюзовая интонация», «блюзовые тоны» (blue notes), «блюзовое звучание» (blue sound), «блюзовая гармония», «блюзовый звукоряд» (blue scale), «блюзовая каденция», «блюзовый квадрат» (функционально-гармоническая модель, на которую опирается тема Б.


Содержание  Назад  Вперед