Массовые музыкальные жанры XX века



Массовые музыкальные жанры XX века - стр. 79


Круг тем, нашедших отражение в А. п., чрезвычайно широк — от сталинских репрессий и критики общественных недостатков до любовной лирики и христианских мотивов.

АЛЬТЕРНАТИВ, АЛЬТЕРНАТИВА, АЛЬТЕРНАТИВНАЯ МУЗЫКА

(фр. alternative; от лат. alter — один из двух) — понятие, обозначающее необычность, экспериментальностьь музыкального материала. Иногда термин тракту­ют как противопоставление поп-музыке, а также традиционным стилевым направлениям джаза и рок-музыки, чаще — как нечто выходящее за рамки всей совокупности основных стилей.

Важно подчеркнуть условность понятия «А. М.»: то, что вчера считалось «альтернативой», сегодня ассимилируется традиционной музыкальной культурой.

АНДЕГРАУНД, АНДЕРГРАУНД (англ. underground, букв. — подземелье, подполье) — термин, возникший на Западе в конце 1960-х гг. в связи с деятельностью «пиратских» радиостанций. В широком смысле обозначает совокупность наиболее экстремальных и радикальных музыкальных стилей и субкультур (например, психоделический рок, панк-рок, хардкор и др.), функционирующих (как правило, на первых этапах своего развития) вне официального шоу-бизнеса. И в то же время само понятие «А.» не привязывается к какому-либо музыкальному жанру, стилю или направлению.

В СССР в 1970—1980-е гг. практически вся рок-музыка считалась А. После снятия запретов на жанр во второй половине 1980-х гг. сформировалось так называемое «радикальное крыло» представителей андерграундного рока, противопоставившее себя как поп-музыке, так и року «филармоническому». В данном случае понятие «А.» носит условный характер, поскольку определяет не музыкальный стиль, а форму существования (бытия) того или иного автора (исполнителя, группы). Иными словами, представители А. сочиняют и исполняют произведения для себя и узкого круга «своих», не задаваясь целью ориентироваться на массовые вкусы.

АРТ-РОК (англ. art — искусство; букв. — художественный рок) — совокупность форм, использующих в качестве музыкальной основы элементы академической музыки (как в виде стилизаций, так и в форме прямого заимствования мелодических фрагментов), или применяющих характерный для нее инструментарий и аранжировочные приемы.


Содержание  Назад  Вперед