Массовые музыкальные жанры XX века



Массовые музыкальные жанры XX века - стр. 78


Но пока лишь немногие ее образцы могут претендовать на конкурентоспособность на мировом музыкальном рынке. Сказанное относится лишь к фолк-и этно-проектам, которым удалось заинтересовать зарубежных слушателей современными интерпретациями белорусских народных песен. За этой музыкой — будущее.


ДЖАЗ-ПОП-РОК-ЛЕКСИКОН.

АВАНГАРДНЫЙ РОК (фр. avante garde — впереди идущий). Первой предпосылкой появления А. р. послужили поиски композиторов, работавших в академических жанрах, начиная с нововенской школы, куда входили экспрессионисты А. Берг, А. Веберн, А. Шёнберг, а также авангардистов последующих десятилетий — П. Булеза (Франция), Л. Берио, Л. Ноно (Италия), К. Штокхаузена (ФРГ), Н. Осборна (Великобритания), Я. Ксенакиса (Греция), С. Прокофьева, Д. Шостаковича, С. Губайдулиной, Э. Денисова, А. Шнитке (Россия) и мн. др.

Другая предпосылка — эксперименты композиторов в жанре электронной музыки — Ф. Гласа, Дж, Кейджа  (США), Э. Артемьева, И. Соколовского, М. Чекалина (Россия) и др.

Наконец, третье важное течение А. р. возникло в 1968 г. с созданием композиции Дж. Леннона «Революция № 9», положившей начало поискам «пограничных зон» сплава элементов традиционного рока, модерн-джаза, фольклора, а также композиционных приемов современной академической (камерной и симфонической) музыки.

АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ — жанр самодеятельного творчества. Первые ее образцы возникли во второй половине 1930 — начале 1940-х гг. Но как самостоятельный жанр А. п. сложилась лишь к середине 1950-х гг. Поначалу для ее обозначения в литературе употреблялись термины «самодеятельная» и «бардовская» (от кельт. bard — музыкант, певец, поэт). Ее также часто называли «гитарной», поскольку традиционно аккомпанирующим инструментом являлась шестиструнная гитара. С середины 1960-х гг. вошел в обиход термин «А. п.», введение которого приписывается Владимиру Высоцкому и обозревателю журнала «Юность» Алле Гербер.

Важными отличительными признаками А. п. являются: повышенный синкретизм — сочетание в одном лице автора музыки (композитора) и слов (поэта), а также исполнителя (певца и аккомпаниатора), глубокая содержательность, непосредственная связь содержания песен с жизнью, с окружающей действительностью, интимность, доверительность, камерность, исповедальность.


Содержание  Назад  Вперед