Массовые музыкальные жанры XX века



Массовые музыкальные жанры XX века - стр. 7


В качестве примеров могут быть рекомендованы романс М. Глинки на стихи А. Пушкина «Я помню чудное мгновенье» и песня И. Митько «Лена». При этом педагог обращает внимание учащихся на приоритетное значение лирической мелодии и стихов в первом произведении и примитивность мелодиии, фоновый характер аранжировки, танцевальный ритм, отражение в тексте стандартного набора ценностей современного молодого человека — во втором. Возвышенному чувству любви, выраженному в глинкинском романсе, противопоставляется культ внешности и ориентация на материальные блага, характерный для героя песни И. Митько. Для наглядности приведем фрагменты двух текстов:

1.    Я помню чудное мгновенье:

        Передо мной явилась ты,

        Как мимолетное виденье,

        Как гений чистой красоты.

2.     Я хочу, чтоб ты сверкала,

        Как то самое колье,

        Что купил тебе я за у.е.

2. Сравнение индивидуальных прочтений отечественной и зарубежной поэзии в различных жанрах — песни, вокально-симфонической поэмы и рок-музыки. В качестве примера можно привести творчество классика белорусской поэзии Я. Купалы, к которому обращались и обращаются композиторы, работающие в разных жанрах. В числе произведений на его стихи можно порекомендовать гинм Л. Роговского «А хто там ідзе?», песни С. Полонского «На нашым полі» и Е. Тикоцкого «Хлопчык і лётчык», фрагменты кантаты И. Лученка «Курган» в исполнении солистов, хора и симфонического оркестра, его же поэмы «Гусляр» в аранжировке В. Мулявина (которая является переработкой вокально-симфонического произведения для рок-состава) в исполнении ВИА «Песняры» и оперы-притчи В. Мулявина «Песня пра долю» (по драматической поэме Я. Купалы «Адвечная песня» и ранней лирике поэта) в исполнении ВИА «Песняры»

3. Сопоставление образцов классической, народной и современной академической музыки в оригинальном исполнении и «ритмизированных» обработках (например, фрагмент из «Реквиема» В. А. Моцарта — «Dies irae» — в исполнении хора и симфонического оркестра и в интерпретации рок-группы «Магнит»).




Содержание  Назад  Вперед